"Дефлорация + Гексоген
= ПТВП" - интервью с Алексеем Никоновым (2002)
С панком в стране напряженка. Постепенно
загибается сама стилевая эстетика. Те единицы, у
которых присутствует история популярности,
утратили идею в угоду заработку или имиджу.
Как всегда, остается надежда на новое поколение.
Оглядываясь по сторонам с тоской во взоре,
гораздо чаще, чем хотелось бы, приходится
констатировать факт полной инфантильности в
творчестве и дешевых понтов в имиджевом
проявлении. Ирокез, крашеный аптечной зеленкой,
становится сродни театральному резанию вен, а
кулон "анархия" из магазина "Рок-культура"
- путеводной звездой провинциального поэта. Но
именно из провинции в последнее время все чаще
приходит что-то интересное. К его числу относится
и группа из Выборга ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ.
Привет из города Гумбертов
Выборг, если отбросить исторические
достопримечательности и близость границы с
Финляндией, - типичный провинциальный город, где
каждый второй молодой человек считает себя
поэтом или художником, где чем моложе girlfriend, тем
это престижнее, где если не стимуляторы, то водка
- единственный побег из реальности. Два-три
кабака, городские аттракционы в центральном
парке и набережная. В этой безнадеге обычно берет
начало креативная личность. И группа ПТВП,
лидером которой является Алексей Никонов, - не
исключение.
Официально группа существует с 1996 года, и успела
выпустить три альбома. Популярность музыкантов в
Питере начала заметно расти после того, как на
них обратил благосклонный взгляд Андрей
Владимирович Тропилло. За 8 лет группа
поднаторела в клубных и фестивальных
выступлениях. На концертах звучит вполне
отрепетированная программа, произвольно
прерываемая декламацией Алексеем своих стихов. И
если он в ударе, то вполне может завести публику с
пол-оборота, - благо, артистичен от природы. Из
созданного им образа Никонов, похоже, редко
выходит даже в жизни. В лучших традициях
отечественного панка, в перерывах между коньяком,
девушками, музыкой и стимуляторами он почитывает
Шпенглера и Троцкого, может позволить себе
вставить в одну из песен цитату из Камю, а также
сочиняет истории в стиле Берроуза (хотя самого
Уильяма С. Б. считает торчком, а битников терпеть
не может). Кроме того, он пишет талантливые "народные"
тексты и любит рассуждать о постмодернизме.
Первейшая задача поэта
Леша, я слышала, что существует четыре варианта
расшифровки ПТВП. Ты можешь их обнародовать?
Алексей Никонов: Все говорить? Или только умные?
Хорошо, все, кроме Путина. Путин уже не катит. Есть
еще вариант ПОШЛА ТЫ В П... А если серьезно, то
группа раньше называлась ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В
ПАРИЖЕ. У нас был барабанщик, Рэтд. Он был лидером
группы ХИМЕРА. Нам повезло, что он тоже с нами
играл. Рэтд однажды сказал: "Парни, давайте
называться ПОСЛЕДНИМИ ТАНКАМИ". Что мы и
сделали. Еще одно объяснение есть. Фильм
Бертолуччи символизировал собой конец революции
1968 года - разочарование ситуационизма. Моя задача
как поэта - этот ситуационизм не то чтобы
возродить, но сделать на постмодернистском фарше
нечто подобное. Я знаю, как нельзя, но не очень
хорошо разбираюсь, как можно. Я знаю, как надо в
поэзии. Но как надо в идеологии, я еще не до конца
сформулировал. Когда мне будет 32 года, тогда мы и
поговорим.
"Гекс@ген" как симулякр гексогена
Алексей: Наш первый альбом назывался "Девственность",
хотя его с трудом можно назвать альбомом. Он
шумовой и очень грязный. Второй альбом "Параномания"
выпущен в 1999 году при помощи пацанов из группы
АЭРОПЛАН, и третий, "Гекс@ген" выпущен в 2001
году. Сейчас его можно достать на дисках.
А первые альбомы - раритеты?
Алексей: Нет, почему, их тоже можно достать. Тот,
кто слушал первый альбом, должен ходить с
ирокезом и в грязных носках. А тот, кто слушал
последний, должен читать Шпенглера и Хайдеггера.
Ваш стиль называют глэм-панком. Почему?
Алексей: Вообще-то мы называемся "спагетти-панк".
Это аллюзия на Серджио Леоне. Он снимал спагетти-вестерны.
Это было массовое искусство. Именно потому что
наш панк массовый, мы называемся "спагетти-панк".
Кроме того, в этой панковой форме мы несем
совершенно противоположную идею, чем та, которая
закладывается в этот стиль. Я не занимаюсь
сложными социальными проблемами в текстах. Но
это долго объяснять. Проще сказать так: мы все
разноцветные и, в общем-то, не грязные парни. Как
говорится, по одежке встречают, по уму провожают.
А мы хотели бы, чтобы нас встречали и по одежке, и
по уму. Потому и глэм-панк. Хотя это спорный
термин.
Да, "по уму" - это хорошо. Тем более что
песня "Чиво-Чиво" - очень концептуальная
вещь.
Алексей: Между прочим, очень сложный текст, если
рассматривать его с точки зрения семиотики.
Некоторые записывают на бумажке, и учат его как
Пушкина. "Чиво-Чиво" - это крик отчаяния, на
самом деле. Вообще-то, весь "Гекс@ген" - это
альбом симулякров. Каждая песня по-своему
соответствует какому-то музыкальному влиянию. Но
это не плагиат. По сути, это последний
постмодернистский альбом, после чего
постмодернизм существовать просто не сможет. И
мы поставили точку на нем.
Ты не боишься, что панки, которые будут слушать
альбом, не поймут концепции этой работы?
Алексей: Альбом на то и рассчитан. Он весь и не
должен нравится. Но хоть одну песню для себя
найдет каждый. Хорошо, если от него будет
переться какой-нибудь тупой человек или кто-то,
засаженный на Сартре. Скажем, в песне "Кровь И
Сперма" есть фраза из Камю, а в "Империи"
цитируется Бакунин. Если этого не заметят, то и
Бог с ним. Правда, говорят, что искусство, которое
не заметили, не имеет права на существование, но я
думаю, что наше поколение - не такие уж дебилы. Оно
просто делится на не очень образованных и очень
образованных.
Последняя стадия дефлорации
Тебе приходилось выступать перед неадекватной
аудиторией?
Алексей: Это же была целая история! Приехали
шведы и устроили конкурс: кто выиграет, тот в
Швецию поедет альбом записывать и будут жить там
на полную халяву. Мы сдуру вписались. Приезжаем в
клуб и начинаем подрубать, что это за параша. Я
выхожу на сцену, а передо мной сидят реальные
люди, все на брюликах и бабле. Говорю: "Здорово,
толстые!" и тут же бритву достаю и по рукам - ших!
Расстегиваю штаны и туда же... Нас, конечно, со
сцены согнали. Там весь пол был залит
отвратительной смесью, - не то, что кровью, а слизь
такая получилась... противно. Какие-то бабушки
выбежали, начали пол тут же намывать. А самое
смешное, что вместе с бабушками голые тетки
танцевать выскочили. И Паша Кашин на сцене. Мы
плюнули на это все и уехали. И получили третье
место. Ха-ха! Потому что по-другому они не
понимают.
А кто занял первое место?
Алексей: ВРАГИ,
но они, конечно же, никуда не поехали.
Как ты относишься к слогану "sex, drugs and
rock'n'roll"?
Алексей: Нет! Я ненавижу рок-н-ролл. Тут был
концерт в Выборге "Звезды рок-н-ролла". Мы
отказались в нем играть. Во-первых, мы не звезды,
во-вторых, мы не играем рок-н-ролл. Если бы было
написано "Звезды акробатического рок-н-ролла",
мы бы сыграли.
Что ты будешь делать, когда заработаешь много
денег?
Алексей: Куплю самолет, посажу туда цыган с
медведем и устрою бардак. А когда будем лететь
над Атлантикой, открою иллюминатор и буду
кричать: "Ха-амы!"
Никонов - наше все
"Наше все" - это что-то вроде матерного
слова, которое может выражать как крайнюю
степень восхищения, так и глубину "попадалова".
Несмотря на "наше все", Никонов, по сути,
трагический персонаж, глубокий интроверт с
экстравертными замашками пофигиста. Панк как
современная форма юродства оказался универсален
для него как для личности и поэта. Его дефлорация
- это потеря веры романтика в искренность
окружающего мира.
Алексей: Я до пятого класса таким идейным
парнем был, на всех собраниях салют отдавал. "Четвертая
высота" - вот что меня первое обмануло. Потом
началась вся эта параша, и я голову сорвал. Думаю,
ладно, в честь этого надо начинать пить и курить.
В результате я сейчас учусь в школе рабочей
молодежи в 10-м классе, потому что мне приятно с
девочками-школьницами сидеть...
То, что ПТВП, при благоприятно сложившихся для
музыкантов обстоятельствах, может войти в ряд
"собирателей стадионов" и стать для нашей
молодежи культовой командой, имеет большой
процент вероятности. Практически каждая их песня
просится в руки дворовым музыкантам ("Трава-любовь,
и небо в алмазах..."), так как любая тема на
аккордах не более пяти штук за песню близка и
понятна нашей акселеративной молодежи. Вам нужна
анархия или актуальность? Пожалуйста, и "их
есть у меня".
Как бы там ни было, и что бы ни случилось с Лехой
Никоновым и его группой ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ,
ясно одно: он уже оставил о себе память в умах и
сердцах.
Елена ВИШНЯ |