Панк-рок в России
больше чем панк-рок
Дима Модель - активист и организатор
большинства леворадикальных акций конца 90-х. Это
он залезал на мавзолей с плакатом «Против
всех» и был одним из главных инициаторов
первого российского street-party. Далее было бы бессмысленно
перечислять те проекты, в которых
участвовал Дима, достаточно сказать, что он имеет
прямое отношение к группам ДвУРАК и зАиБИ и по
сей день носит титул «исполняющего обязанности
команданте краеведческого движения». Но для
нас он представляет интерес по другим
причинам. Модель был активным участником панк-группы
«Лисичкин Хлеб», образовавшейся в начале 90-х и выступавшей
вплоть до 2000 года. Его статья «Панк-рок в России
больше чем панк-рок», недавно опубликованная в книге
«Против всех П», наделала много шума и вызвала
шквал нареканий. Споры вокруг нее идут и по сей
день. Теперь и у посетителей сайта punx.ru появилась возможность
ознакомиться с этой провокационной и неоднозначной
статьей.
Первые рок-группы появились в нашей стране еще
в самом начале семидесятых, а слегка
политизированные или «социальные» тексты
зазвучали несколько позже. Сначала протест рок-культуры
выражался в «буржуазной» музыке и внешнем
виде музыкантов. Этот период подробно описан в книге
А.Троицкого «Рок в СССР». С начала
восьмидесятых начинают выходить малотиражные
самиздат-журналы и получает распространение
практика домашних сейшенов (квартирников).
Расцвет вся эта рок-культура пережила в конце
восьмидесятых. В это время монополист «Мелодия»
начинает выпускать альбомы групп, а группы
оказываются на большой сцене.
Все кому не лень переписывают друг у друга
записи Аквариума, Кино, ДДТ, Наутилуса и Алисы,
интервью и положительные статьи о них
появляются в газетах, в киосках продаются
фотографии.
Все это относится только к восьмидесятым.
В начале девяностых вышеназванные группы
окончательно переходят из области
неформальной культуры в область шоу-бизнеса.
Протестная энергия трансформируется у этих
групп в фирменный стиль, поэтому настоящие,
истинные неформалы перестают следить за их
творчеством. Но все это никому не интересная
хуйня, хоть и необходимое предисловие.
Подпольных групп в традиционном
смысле слова в девяностых не было. Можно
было петь о чем угодно и вести себя на сцене
как угодно. Тем более, что про Sex Pistols многие уже
были наслышаны. Ветеранами панк-сцены у нас
считаются питерские Автоматические
удовлетворители, московский Футбол и таллинские
Y.M.K.E., но это герои восьмидесятых. Вслед за ними
панк начали играть многие другие, и основной
группой, которая сформировала мировоззрение и стиль
музыки девяноста процентов отечественных панк-рокеров,
стала Гражданская оборона.
Ее создатель Егор Летов на своей домашней
студии ГР.ОБ.-рекордз записал огромное
количество как своих альбомов, так и альбомов
своих друзей. Перестройка докатилась до Омска
не сразу, поэтому Летова в конце
восьмидесятых сильно прессовал КГБ. Известна
история, когда он был объявлен в уголовный
розыск и, чтобы избежать тюрьмы, отправился в годовой
автостоп по стране вместе с Янкой (Дягилевой)
- хотя, возможно, это просто легенда. Все
творчество Летова носит отпечаток некоторого
диссидентства, но политической его
деятельность назвать никак нельзя.
Вообще, очень важно понимать такую
вещь, что на Западе, откуда пришла рок-музыка,
тексты групп всегда были достаточно просты и однозначны
- либо любовь/смерть героя, либо что-то
примитивное о политике, т.н. «песни протеста».
У наших же групп тексты традиционно имели
мировоззренческую направленность, а переживания
героя - небывалую глубину (см., например, тексты
того же Лисичкина Хлеба). Именно поэтому в советское
время официозные деятели любили пообсуждать «рок-поэзию»,
а в самиздате писали о балансе между
интересными текстами и умением, слаженностью
игры на гитарах. От «излишне
политизированного» журнала URЛАЙТ откалывается
КонтрКультUR`а, где UR - Underground Rock. Этот журнал
обсуждает тему «экзистенциального андеграунда».
Экзистенциальным андеграундом называли
последнюю, самую слабую волну независимой рок-музыки.
Самыми яркими ее представителями являются ГО (Гражданская
оборона) и КОТ (Комитет охраны тепла). Эта волна
определяла свои ценности, когда «большой» рок
деградировал до акций типа «Рок против
наркотиков», и перестала быть волной в эпоху
«Кинопроб».
Групп в этой волне было не так
много. Существовала социально-музыкальная
формация Инструкция По Выживанию, которую
создал в Тюмени поэт Мирослав Немиров. Эта
группа известна не только концертами, но и
акциями в духе московских «Мухоморов». Так как
в провинции еще многое запрещено (1985), то все
мероприятия ИПВ попадают под статью «Антисоветская
деятельность». В Тюмени под влиянием ИПВ
образовалось еще несколько групп, которые все
вместе называют «сибирским панком». Их музыка
носит национальные черты, и не случайно многие
из них сегодня углубились в православие в своем
творчестве. Кроме них, на просторах СССР можно
было иногда встретить более или менее достойную
группу, то есть такую, которую можно было бы слушать
из-за текстов, подкрепленных «драйвом», например,
барнаульская «Теплая трасса» - именно такая
группа, последняя из провинциальных. Те, кто
слушал в девяностых панк-рок, конечно же, делал
разницу между вышеперечисленными группами и какими-нибудь
Четырьмя Тараканами или Монгол Шууданом, которые
играли «в стиле панк». Разница в том, что
Трасса пела о человеке и его месте в этом
мире, а Тараканы исполняли ни к чему не обязывающую
«милую чепуху». То есть именно в девяностые
ПАНК стал коммерческим продуктом, и быть
панком, «панковать» было модно среди маргиналов.
Естественно, что ни в
экзистенциальном андеграунде, ни среди
коммерческих панк-групп не было людей, которые
серьезно разбирались в политике. Наоборот,
считалось, что телевизор смотреть, а особенно
читать газеты - очень глупо, дурной тон, и актуальным
долгое время оставался лозунг, спетый Летовым: «Я всегда
буду против!». Хотя тот же Летов постоянно пел
на концертах и песни типа «КГБ-рок» или «Все
идет по плану» (1988) - главный антисоветский
хит отечественного панк-рока.
В 1993 году состоялся концерт, а точнее,
акция «Русский прорыв». Событие акции - разгром
ДК им. Горького панками, которым не хватило
билетов. Акцию организовала «Лимонка», летом 1994-го
концерт повторился в большем масштабе в «Крыльях
Советов». Лимонка считается среди анархистов
газетой, скорее, правой. Поэтому все группы,
попадающие на ее страницы, считаются «Фашистскими».
Летов, который называл себя анархистом и всегда
выступал на концертах со значком @, вновь
собрал группу, распущенную им в 90-м под
впечатлением расстрела Белого дома, и стал
говорить в интервью «за коммунистов» и «против
демократов». Ни он, ни товарищи по «Прорыву»
до сих пор ни бельмеса не смыслят в политике,
но считают себя «революционерами». ГО породила
кучу эпигонов и подражателей, а также
подражающих подражателям, например Отход.
Теперь можно рассказать о самых
последних героях андеграунда. В Москве под
влиянием КонтрКультUR`ы и сибирского панка в 1992-м
образуется «Всемосковский патриотический панк-клуб».
То, что происходило в его «стенах» - отдельная
история, но можно с уверенностью сказать,
что его участники были также бесконечно
политически безграмотны. «Патриотическим» клуб
был назван для красного словца, и его можно
считать скорее антипатриотическим. Играть на инструментах
по-настоящему почти никто не может, упор
делается на тексты, так как андеграундная
тусовка к середине девяностых стремительно
деградирует. Круг слушателей сужается, одна из основных
групп клуба - Резервация - здесь находит
своих новых слушателей в среде футбольных
фанатов. Группа меняет название на Банду
Четырех и выступает на правых мероприятиях.
Соломенные Еноты, со своим мощнейшим
антисоциальным зарядом, уходят в область
поэзии, так и не став ни правыми, ни левыми.
Лисичкин Хлеб совершенно случайно находит своих
слушателей среди анархистов и радикальных
экологов и выступает на акциях протеста в эколагерях.
Группа Рабочий Контроль создана позже, но,
безусловно, является левой.
Эти группы образуют движение зАиБИ и проводят
агитконцерты на индустриальных и транспортных
объектах, а также в промышленных катакомбах.
Вместе с ЛисХлебом РК является
организатором первого и второго концертов в поддержку
политзаключенных. В 2000 году Хлеб записывает
свой заключительный альбом, а его участники
продолжают осуществлять различные левые проекты.
Кроме вышеназванных, довольно ярким событием
левого панка стала группа Адаптация из Казахстана.
Изначально являясь антисистемной, она попадает
под влияние анархистов и становится левой. Т.к.
Казахстан сейчас является полицейским
государством, у Адаптации часто нет
возможности дать концерт в своей стране,
поэтому чаще она гастролирует по России.
Уникальным явлением отечественного панка можно
назвать проект Треп. Я напрямую связываю Треп
и традиции групп экзистенциального
андеграунда. Но участникам Трепа, в отличие
от них, удалось уйти от гитарного
аккомпанемента к современной электронной
музыке, сохранив осмысленное содержание.
Отдельная тема в «левой» музыке
- ска-панк и хардкор (конец 90-х). Можно
вспомнить группу с говорящим названием - Долби
систему из Питера. Что касается этих
направлений, то я не отношусь к ним
серьезно, и вот почему: эти музыканты
отказываются от творческого подхода к своей
деятельности, ставя на первый план чистую
энергию и пропаганду политкорректных идей:
антифашизм, антимилитаризм, экологизм, феминизм,
антиглобализм, веганство и т.д. Никаких
национальных корней подобная музыка не имеет.
Она растет из питательной среды европейских
фэнзинов.
Единственное исключение - Deviation из Беларуси.
Правда, и в музыке этой группы чувствуется
плотное знакомство с польской панк-сценой. И уж
совсем позорные курьезы возникают при попытках
специально создать сегодня музыкальные группы,
призванные обслуживать несуществующую «левую
сцену» - тупорылые проекты, собранные скучными
и глупыми людьми, например «Жидомасоны».
Таким образом, левых групп, то есть
тех, кассеты которых слушают у нас левые
активисты, - раз-два и обчелся. Вообще-то
левые чаще слушают современную зарубежную
музыку. А вот по-настоящему левых групп, левых
по смыслу, я вообще не вспомню, кроме,
пожалуй, зАиБИ - группы со своими
оригинальными революционными идеями.